48. Вклад
Братства тарасовцев в развитие украинского национального освободительного
движения
В 1892 г. студенты высших
учебных заведений Харькова Иван Липа, Николай Байздренко, Михаил Базкевич и
студент Киевского университета Виталий Боровик совершили путешествие в Канев и
на могиле Тараса Шевченко провозгласили себя Братством таросовцев —
организацией борьбы за утверждение шевченковских общественно-политических
идеалов. В Харькове тарасовцы сблизились с супругами Александром и Софьей
Ру-совыми — активными участниками украинского национального движения ещё с 70-х
гг. 19 в. Вместе они образовали новую Молодую громаду в составе свыше 20
студентов, которые собирали библиотеку нелегальных изданий, готовили эти
издания в печать, на тайных сходках выступали с политическими докладами,
состояли в переписке с единомышленниками в Галиции. Были выработаны устав и
программа организации.
Кружки тарасовцев создавались
также в Киеве, Полтаве, Чернигове, Одессе, Херсоне, Александрии. Тарасовцы
называли себя космофилами, но одновременно провозглашали себя и националами,
принимая во внимание то, что реальный взнос в общечеловеческий прогресс может
делать лишь тот народ, который развивается свободно на своей национальной
почве.
Касаясь в еврей программе сугубо
украинских дел, тарасовцы провозглашали прежде всего единство, соборность всей
Украины: "Украина Австрийская и Украина Российская одинаково нам родные, и
никакие географические пределы не могут разъединить одного народа”, обязывались
". . . отдать все свои силы на то, чтобы освободить свою нацию от того гнёта, в
котором она сейчас находится”, ". . . разбить российские кандалы и высвободить
все российские народы из-под гнетущего их деспотизма и централизма”, ". . .
прежде всего добиваться для своего народа национальной свободы”, ". . .
поднимать национальный вопрос и право украинской нации везде, где только
возможно”, ". . . строить межнациональные и межрелигиозные отношения на основах
абсолютной толеранции”. В специальном разделе программы, которым определялись
приоритеты практической деятельности тарасовцев, указывалось на необходимость
внедрения украинского языка в общественно-политическую жизнь, культуру,
образование, родственные отношения. Вместе с тем составители программы проявили
подлинную государственническую дальновидность, когда предостерегали против
пренебрежения "делами экономическими”, ". . . зная и постоянно помня, что
только материально обеспеченный народ может хорошо заботиться о
национально-просветительных делах”. Следовательно, программа тарасовцев — это,
в сущности, смесь взглядов романтического национализма, политического
радикализма и либерального культурничества.
Впрочем, воплотить в жизнь
национально-демократические требования этой программы Братство тарасовцев не
смогло, ибо уже через год после своего учреждения было разгромлено царскими
жандармами. Последние узнали о получении тарасовцами в Харькове и Херсоне
больших посылок запрещённой в Российской империи литературы. Их отправляла из
Львова жена писателя Ивана Франко Ольга. Сразу же произошли аресты и обыски. К
следствию привлекли 24 чел. Большинство из них как политически неблагонадёжные
были подвергнуты тюремному заключению, судебной и административной ссылке с
последующим надзором полиции.
В истории украинского
национального движения Братство тарасовцев стало переходной ступенью от
структурно малоорганизованного громадовства 60— 80-х гг. к организации
по-настоящему национальных украинских партий.
|