35.
Народовцы, радикалы, москвофилы в общественно-политической жизни
западноукраинских земель во второй половине 19 в.
Давнее стремление украинцев к
воссоединению, к созданию единого, соборного, независимого Украинского
государства, старались по-своему использовать москвофилы. В
общественно-политическом движении Восточной Галиции они были одной из наиболее
реакционных группировок, поскольку призывали народные массы к единению с
Российской империей. От её правящих кругов москвофилы получали не только
идеологическую поддержку, но и тайные денежные субсидии, которые использовали
для пропаганды среди западноукраинского населения мысли, якобы украинского
народа вообще не существует, а есть лишь единый "панрусскии” народ от Карпат до
Камчатки. Свои писания москвофилы печатали на "язычии” — смеси русского,
украинского, старославянского и польского языков. Имея в своих руках издательское
общество "Галицько-руська матиця” и создав просветительское общество,
мосявофилы взялись за печатание популярных книг для украинского населения
Галиции и Буковины. При чтении этих книг крестьянам приходилось мысленно
переводить их с "язычия” на . украинский язык. Идеи культуры и образования
народных масс на родном языке пытались воплотить в жизнь народовцы. При этом
массовое освободительное движение они направляли лишь в русло
культурно-образовательной деятельности. Заручившись поддержкой деятелей украинского
национального движения Приднепровской Украины, народовцы сделали немало.
Национальную образованность народных масс они повышали с помощью Шевченкового
"Кобзаря”, в городах и сёлах создавали народные библиотеки, организовывали
кружки художественной самодеятельности, устраивали концерты и театральные
спектакли. Ряды народовцев пополняли студенты и учителя. В местах своего
постоянного или временного жительства они добровольно брали на себя организацию
культурно-образовательной работы среди населения. По инициативе народьвцев во
Львове в 1868 г. было создано общество "Проев/та”, призванное учить и
просвещать народ, а а 1873 г. — Литературно-научное общество имени Шевченко с
целью способствовать развитию украинского языка и литературы. Во Львове народовцы
открыли типографию на средства национально сознательной украинки, полтавской
помещицы Елизаветы Милорадович-Скоропадской. Значительная материальная помощь
поступала и от других состоятельных приднепровцев, участников украинского
национального движения: Евгения Чикаленко, Василия Симиренко, Александра
Конисского. Галиция стала центром украинского печатного слова. В народовс-ких
газетах и журналах (самыми долговечными и популярными были "Правда” и "Діло”),
а также отдельными книжными изданиями (в частности и такими, которые
предназначались для чтения малограмотными или вовсе неграмотными) печатали свои
произведения украинские писатели-приднепровцы. Такое сотрудничество приносило
немалую пользу: восточные украинцы одолевали таким образом царские запреты относительно
украинской печати, а западные — получали первоклассный литературный материал
для пропаганды на западноукраинских землях идеи самостоятельности и целостности
украинского народа по обе стороны российско-австрийской границы. а середине
70-х гг. в Галиции появилась молодая интеллигенция, которая критически
оценивала деятельность обоих течений и стремилась придать украинскому движению
европейский характер. Под влиянием М. Драгоманова молодые политические деятели
И. Франко, М. Павлик, О. Терлецкий склонялись к социализму. Так в украинском
лагере возникло ещё одно, радикальное течение. Через свои журналы "Громадський
діяч”, "Дзвін”, "Молот”, "Свіг” радикалы стремились привлечь к политической
деятельности широкие народные массы Галиции и Буковины. Вскоре они создали
первую политическую партию на украинских землях — Русько-украинскую радикальную
партию.
|