61. Наш край
в 19 - начале 20 в. (на материале Киева и Киевщины)
На рубеже 18—19 вв. с
присоединением Правобережной Украины к Российской империи Киев из пограничного
города превратился в административный центр Киевской губернии, впоследствии —
Киевского генерал-губернаторства.
Ведущую роль в промышленном
развитии города стали играть мануфактурные предприятия. Крупнейшими из них были
"Арсенал” и Киево-Межи-горская фаянсовая фабрика.
Развитие промышленного
производства города способствовало росту его внутренней и внешней торговли.
Ежегодно в Киеве собиралось шесть ярмарок, известнейшей из которых была
Контрактовая, происходившая на Подоле. Оживление торговли увеличивало
потребности транспорта. С 1823 г. начались регулярные перевозки грузов и
пассажиров по Днепру, а в 1835 г. в Киеве возникло первое акционерное
пароходное общество.
Бурное экономическое развитие
сказалось на застройке города. По новому генеральному плану 1837 г. ,
составленному под руководством архитектора В. Беретти, Киев, дотоле разделённый
на три части (Верхний город, Печерск и Подол), объединили в одно целое.
Прокладывались новые прямые магистрали — Владимирская улица. Бульварная улица
(с 1869 г. Биби-ковский бульвар, ныне бульвар Тараса Шевченко), застраивались
Липки, долина р. Лыбедь; сооружались огромные строения в стиле позднего
классицизма: университет св. Владимира (1837—1842 гг. , арх. В. Беретти),
институт благородных девиц (1838—1842 гг. , арх. В. Беретти).
Киев был одним из центров
движения декабристов на Украине. На протяжении 1822—1825 гг. в городе
состоялись четыре съезда Южного общества декабристов. После восстания 14
декабря 1825 г. в Петербурге на Киевщине произошло восстание Черниговского
полка (29 декабря 1825 г. — 3 января 1826 г. ).
В середине 19 в. Киев, вопреки
официально назначенной ему роли центра русификаторской политики царизма, стал
центром общеполитического украинского национального движения. В начале 1846 г.
была создана нелегальная политическая организация — Кирилло-Мефодиевское
общество {братство}. Но весной 1847 г, общество было разоблачено, а его члены
подверглись преследованиям и репрессиям.
Реформы 60-х гг. открыли простор
для развития капиталистических отношений как в сельском хозяйстве, так и в
промышленности. Киев во второй половине 19 в. — административный центр трёх
губерний:
Киевской, Волынской и Подольской
— быстро приобретал значение важного экономического, политического и
культурного центра.
Следствием экономического
подъёма стали киевские "строительные горячки”, охватившие город с середины
1880-х гг. Всего лишь за 30 лет (к началу первой мировой войны) Киев
неузнаваемо изменил свой облик. В то время были построены сотни многоэтажных
жилых, т. наз. доходных, здании; десятки общественных сооружений — театров,
библиотек, банков, музеев, храмов всех вероисповедании, больниц, поликлиник,
бань, высших и средних учебных заведений. Тогда же появился крытый рынок и
ипподром. Все центральные улицы были замощены, освещены сперва газом, а затем
электричеством, оборудованы водопроводом, канализацией; в городе
функционировали телеграф, телефон, а впоследствии и первый в Российской империи
электрический трамвай, фуникулёр.
На протяжении 60—70-х гг. в
Киеве действовала организация украинской интеллигенции — громада. В 1874 г.
громада инициировала создание украинского научного общества — Юго-Западного
отделения Российского географического общества. Оно стало активно работать над
изучением этнографии, языка, экономики Украины. Правда, согласно Эмс-кому указу
(1876г. ) отделение было распущено, а его активные члены подверглись
репрессиям.
Во время революции 1905—1907 гг.
М. Грушевский перевёл из Львова в Киев издание "Літературно-наукового вісника”,
создал в Киеве Украинское научное общество (1907 г. ).
|