25.
Греко-католическая церковь в первой половине 17 в.
Греко-католическая (униатская)
церковь восходит к 1596 г. , когда униатская часть церковного собора в Бресте
утвердила греко-католическую церковь, подчинённую папе римскому. Ею
признавались основные догматы католической церкви, но язык богослужения
оставался церковнославянским, а обряды — православными. Униатское духовенство
уравнивалось с католическим: не платило налогов; получало места в сейме. Но
православный собор, происходивший одновременно, не признал правомерности
решения униатов. Вместо объединения украинского общества углубился его раскол.
Деятельность греко-католической
церкви в первой половине 17 в. проходила в сложных условиях межцерковного и
общественного противостояния. Имея поддержку со стороны польского правительства
и папского Рима, униатская церковь не нашла сочувствия у православной церкви,
которая в борьбе за свои права опиралась, в частности, на казачество.
Римо-католический епископат часто тоже не проявлял приверженности к унии,
рассматривая её как неудачную миссийную попытку и фактор нестабильности в
обществе. Униаты в украинских землях оказались в меньшинстве.
Укреплению униатской церкви
способствовала деятельность митрополита Ипатия Потия, которого современники
называли отцом унии. Митрополитом Ипатий Потий слал после смерти Михаила
Рагозы. Потий был талантливым проповедником, полемистом, администратором,
однако в борьбе за унию действовал преимущественно силой. Острую реакцию
православных вызвали попытки Потия доказать, что украинская церковь всегда была
католической, а также его намерение передать униатам древние православные
святыни. Собственно, этим объясняется тот факт, что Ипатий Потий, имея титул
киевского митрополита, вынужден был находиться в Вильно. В Киев его не пустили
казаки.
При митрополите Иосифе-Вельямине
Рутском была упорядочена монашеская жизнь, в частности в 1617 г. создан орден
василиан. С 1635 г. униатские епископы утверждались только из василиан. Была
реорганизова-на система управления, укреплена дисциплина. С помощью Рима
духовенство получило возможность учиться в европейских семинариях и коллегиях.
Тем не менее по своему влиянию униатская церковь уступала право славной
Киевской митрополии, реформированной в 30—40-х гг. ми т рополитом Петром
Могилой.
Бесперспективность
продолжительного межцерковного противостояния, сопровождаемого на местах
насилием, понимали руководители как униатов, так и православных.
Правительственные круги также были заинтересованы в "успокоении Руси”. Вот
почему на протяжении 20— 40-х гг. получила широкое распространение идея
"универсальной унии” — объединения "Руси с Русью” в едином независимом Киевском
патриархате. В разной степени в этом проявляли заинтересованность и митрополиты
Рутский и Могила, и король Владислав IV. Тем не менее несколько практических
попыток в этом направлении потерпели неудачу — из-за различных взглядов сторон
на условия и пути объединения, двусмысленной позиции Рима и начала
Национально-освободительной войны против Речи Посполитой под предводительством
Б. Хмельницкого.
Национально-освободительная
война имело в общих чертах антипольское и антикатолическое направление;
упразднение унии было одним из требований повстанцев. Греко-католическая
церковь понесла тогда значительные потери. На территории Гетманщины уния была
ликвидирована, восстановилось православие. Однако Андрусовское соглашение 1667
г. ужесточило позиции унии на Правобережье — польской части Украины.
|