24. Культурно-образовательная
деятельность Ярослава Мудрого. "Руська правда”
После смерти Владимира в 1015 г.
между его сыновьями вспыхнула борьба за великокняжеский стол. Победу в ней
одержал Ярослав Мудрый. Его княжение (1019—1054 гг. ) стало эпохой расцвета
Киевской Руси и её столицы.
При Ярославе Киевское
государство достигло зенита славы: расширились его границы, простиравшиеся от
Финского залива, Ладожского и Онежского озёр на северо-западе до Чёрного моря и
понизовья Дуная на юге, от Закарпатья на западе до верховьев Дона и Волги на
востоке. Появились новые города, за стенами которых велась оживлённая торговля,
развивались ремёсла.
Ярослав прикладывал много усилий
для укрепления единства и централизации управления государством, для возведения
городов, крепостей, храмов, монастырей и т. д. Особенно поражали масштабы
строительства в Киеве. Значительно расширилась территория центральной части
города, получившая название "города Ярослава”. Её окружили мощными
укреплениями. Длина земляных валов достигала более 3,5 км, высота — 14 м, а
толщина в основании — около 30 м. На валах соорудили высокие дубовые стены.
Перед ними, в наиболее важных для обороны местах, были выкопаны глубокие и
широкие рвы, заполненные водой.
При Ярославе была возведена
жемчужина мирового зодчества — собор св. Софии, ставший символом
"царственности” Киева, засвидетельствовавший его притязания на схожесть с
Константинополем и уподобление Иерусалиму.
При Ярославе были открыты школы,
библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна
местонахождения которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и
переписывание монахами книг. При монастырях были основаны первые больницы.
Потрясённый просветительской и строительной деятельностью Ярослава, летописец с
большим уважением к князю поведал об этом в летописи под 1037 г.
При Ярославе усилилось значение
Киевской церковной митрополии: на высшую церковную должность— митрополита — уже
назначался не грек, как прежде, а русич. Первым митрополитом-русичем стал
Иларион.
Ярослав также содействовал
развитию монастырей в государстве. Во асех больших городах развернулось
строительство православных храмов, закладывались монастыри. Крупнейший из них —
Киево-Печерский — стал важным очагом православия, культуры и образования.
Развитие общества нуждалось в
узаконивании изменений, происходивших в отношениях между людьми, отдельными
социальными группами населения. Ярослав Мудрый впервые попытался объединить
существующие правовые нормы в единый сборник — "Древнейшую правду”, или "Правду
Ярослава”. Она вошла составной частью в "Руську правду” — сборник норм русского
права.
"Древнейшая правда” содержала
всего 18 статей, и в ней шла речь о наказании за убийство, побои до крови или
синяков, вырывании бороды и усов, укрывательство чужого холопа и т. д.
Сохранялось право родственников на кровную месть за убийство, что, однако,
могло быть заменено денежным штрафом в 40 гривен.
Так был сделан первый важный шаг
к разработке законодательства, и большая заслуга в этом принадлежала Ярославу.
Во времена Ярослава значительно
возрос международный авторитет Руси, о чём красноречиво свидетельствуют
династические браки детей киевского князя с крупнейшими властителями Европы.
Ярослав был выдающимся государственным деятелем, мудрым политиком. Его
деятельность была направлена на укрепление могущества Украины-Руси,
строительство городов, распространение христианства, образования, установление
и укрепление международных связей. Недаром в истории нашей Родины он остался с
именем Мудрый.
|