22.
Реформационное и контрреформационное движения на украинских землях
Реформация —
церковно-религиозное и социально-политическое движение в странах Европы в 16—17
вв. , связанное с окончательным формированием европейских наций, их культур,
национальных церквей. Главная сила реформации была направлена на изменения в
католицизме, из недр которого вышли протестантские церкви. В Украину реформация
проникла в первой половине 16 в. В собственно украинских землях позиции
протестантизма были слабее, чем в Польше и Литве, даже среди местной украинской
и белорусской шляхты. Денационализируясь, она переходила в католицизм, в
основном избегая протестантизма. Поддержка мещанства была здесь чересчур
слабой. Крестьянские массы воспринимали протестантизм как веру панов и
иностранцев. Следовательно, в отличие от Западной Европы протестантизм в
Украине не имел сильной поддержки ни снизу, ни сверху. Он не стал здесь
выразителем национальных интересов и не взял на себя функцию национальной
церкви. Протестантизм оказался в ситуации противоборства между католицизмом и
православием. Влияние реформации было непродолжительным, после 1648 г. , в
связи с началом Национально-освободительной войны, в Украине оно практически
прекратилось-Реформация в Украине в 16—17 вв. более всего стимулировала
культурные процессы, будучи проводником европейских влияний. Оживлялась просветительская
деятельность братств, образование, пропагандировались принципы веротерпимости.
В Украине в 16—17 вв. роль национальной церкви (вопреки претензиям римского
католицизма) исполнили православие и униатство, а не протестантизм.
Составляющей Контрреформации в украинских землях была миссия ордена иезуитов. В
50—60-х гг. иезуиты начали работать в Польше, после Люблинской унии 1569 г. — в
Литве. Центром миссии здесь стала иезуитская Виленская коллегия (со временем
академия), пользовавшаяся большим авторитетом во всей Речи Посполитой. В
украинских землях иезуиты официально появились на Перемышленщине: в 1574 г. в
Ярославе возникла первая иезуитская коллегия. Со временем открылись коллегии в
Луцке, Остроге, Каменец-Подольске, Киеве. Открытая в 1593 г. Замойская академия
специально создавалась для распространения иезуитского влияния на украинские
воеводства коронных земель Речи Посполитой. Иезуиты существенно ограничили
протестантские влияния в Речи Посполитой. Способствовали они также переходу в
католичество представителей православных слоев, в особенности шляхты. Главным
средством достижения этой цели была мощная образовательная программа, которую
внедрили иезуиты. До конца 16 в. в двух иезуитских академиях (Виленской и
Замойской) и в 12 коллегиях насчитывалось 5 тыс. учеников. Среди них было много
детей из православных шляхетских семей. Европейский уровень образования,
изучение языков, литературы, естественных наук, философии, богословия сделали
иезуитские образовательные ячейки подлинными интеллектуальными центрами. Учение
в этих школах открывало возможности дальнейшего образования в университетах
Польши, Германии, Италии, Франции. Иезуиты умело организовывали публичную
пропаганду католической веры: их диспуты с иноверцами и проповеди имели большую
популярность, и не только среди католиков. Среди иезуитских руководителей —
выходцев из Украины выделялись такие фигуры, как Пётр Скарга, Бенедикт Гербест.
Богословская и полемическая литература, изданная иезуитами, стимулировала в
конце 16 — начале 17 в. развитие богословской и общественной мысли в среде как
протестантов, так и православных. Миссионерская активность иезуитов
способствовала распространению тогдашней европейской образованности и культуры
на украинских землях Речи Посполитой. Однако целиком положительной такую
деятельность назвать нельзя, поскольку иезуиты старались обратить в
католическую веру кок можно больше православных.
|