Пятница
04.07.2025
23:29
Поиск
Облако тегов
Винник Наталия выставка маков Сумская обл туризм Украина История Украины украинская свадьба выставка украинские свадьбы зеленый туризм ахтырка зеленый сельский туризм Наталия Винник бутылки Винник Наталья символы украинской вышивки мой музей украинский рушнык схема рушныка свадебный рушнык Схемы гадание масленица украинские народные традиции выставки продолжена Вышивка карта Украины народное украинское творчество IREX USAID сша embroidery рушнык rushnic благотворительность одеяло дружбы пасхальные композиции Пасхальные кяйца ukraine Ukraine Green village tourism сельский зеленый туризм Ukrainian souveniers
Нас смотрят
free counters
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 37
Форма входа
Нас смотрят
Часы
Календарь
«  Ноябрь 2010  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Соц закладки
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Зелёный сельский туризм от Наталии Винник

    Главная » 2010 » Ноябрь » 22 » История Украины
    15:11
    История Украины

    18. Начало национального возрождения на западноук-раинских землях. "Руська трійця”

    Как и в Приднепровской Украине, в начале 19 в. национальное движение зародилось и в западно-украинских землях. Его инициатором здесь выступило греко-католическое духовенство. В 1816 г. Иван Могильницкий, каноник перемышльский, создал кружок, ставивший целью распространять среди крестьян религиозную литературу на украинском языке. За короткое время своего существования кружок издал несколько букварей и молитвенников, после чего под давлением со стороны польского духовенства вынужден был распуститься. В 20-е гг. в Перемышле возник новый кружок, который объединил вокруг себя епископ Иван Снегурский. Члены этого объединения собирали украинский фольклор и исторические материалы.

    Выдающуюся рель в развёртывании украинского национально-освободительного движения в западно-украинских землях сыграл общественно-культурный кружок "Руська трійця” (1833-1838). Учредители объединения — Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий — усматривали свою главную задачу в том, чтобы с помощью печатного слова и литературного творчества на родном языке ". . . поднять дух народный, просветить народ”. Они занимались собирательской, исследовательской, издательской и публицистической деятельностью в сфере народоведения, фольклористики, языкознания, источниковедения, археографии, историографии, литературоведения, а также литературно-художественным и переводческим творчеством. Новаторским подходом были обозначены их выступления за утверждение национальной литературы на живом разговорном языке и создание на этом языке школьных учебников (например, "Читанка” ("Книга для чтения”) М. (Пашкевича)), попытки внедрения родного языка в повседневный обиход интеллигенции, в церковные проповеди.

    Освободительные мотивы нашли отображение в подготовленных "Русь-кою трійцею” альманахах. Наиболее показательным в этом отношении была рукопись альманаха "Зоря” (1834 г. ), которая из-за цензурного запрета не увидела свет. Такими же мотивами проникнута и знаменитая "Русалка Дністровая” (1836 г. ). Весь материал, помещённый в этом издании, должен был пробудить в галицких украинцах ощущение их единства со всем украинским народом, сориентировать интеллигенцию на защиту народных интересов. Эта первая народная книга как формой (живым народным языком, фонетическим правописанием), так и содержанием манифестировала непокорность духа украинского народа. Несмотря на цензурный запрет, "Русалка Дністровая” наряду с "Кобзарем” Т. Шевченко была духовным ориентиром для многих поколений национально-патриотических сил западноукраинских земель.

    Итогом патриотической деятельности "Руської трійці” стало формальное определение основных программных основ украинского национального движения в статье Я. Головацкого "Положение русинов в Галиции”. Этими программными положениями предусматривались подъём украинцев Австрийской империи до уровня других национально возрождаемых славянских народов, освобождение народных масс, прежде всего крестьянства, из-под ярма панщины. Выдвигалось требование преподавания украинского языка в высшей школе и развития национальной литературы.

    Определяя вклад "Руської трійці” в развитие украинского национального движения, Иван Франко подчёркивал, что у тройчан, в особенности у Шашкевича, замыслы были намного шире просветительских; они стремились воскресить целый народ украинский к новой жизни, духовной и гражданской. Кружок положил начало развитию новой, по-настоящему народной культуры на западноукраинских землях, будил политическое сознание угнетённых масс, а всё это объективно направлялось против политического авторитета феодально-помещичьей Австрии. Этот демократический процесс уже не могли уничтожить силы реакции.

    Просмотров: 503 | Добавил: admin | Теги: История Украины | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]