18. Начало
национального возрождения на западноук-раинских землях. "Руська трійця”
Как и в Приднепровской Украине,
в начале 19 в. национальное движение зародилось и в западно-украинских землях.
Его инициатором здесь выступило греко-католическое духовенство. В 1816 г. Иван
Могильницкий, каноник перемышльский, создал кружок, ставивший целью
распространять среди крестьян религиозную литературу на украинском языке. За
короткое время своего существования кружок издал несколько букварей и
молитвенников, после чего под давлением со стороны польского духовенства
вынужден был распуститься. В 20-е гг. в Перемышле возник новый кружок, который
объединил вокруг себя епископ Иван Снегурский. Члены этого объединения собирали
украинский фольклор и исторические материалы.
Выдающуюся рель в развёртывании
украинского национально-освободительного движения в западно-украинских землях
сыграл общественно-культурный кружок "Руська трійця”
(1833-1838). Учредители объединения — Маркиан Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков
Головацкий — усматривали свою главную задачу в том, чтобы с помощью печатного
слова и литературного творчества на родном языке ". . . поднять дух народный,
просветить народ”. Они занимались собирательской, исследовательской,
издательской и публицистической деятельностью в сфере народоведения,
фольклористики, языкознания, источниковедения, археографии, историографии,
литературоведения, а также литературно-художественным и переводческим
творчеством. Новаторским подходом были обозначены их выступления за утверждение
национальной литературы на живом разговорном языке и создание на этом языке
школьных учебников (например, "Читанка” ("Книга для чтения”) М. (Пашкевича)),
попытки внедрения родного языка в повседневный обиход интеллигенции, в
церковные проповеди.
Освободительные мотивы нашли
отображение в подготовленных "Русь-кою трійцею” альманахах.
Наиболее показательным в этом отношении была рукопись альманаха "Зоря” (1834 г.
), которая из-за цензурного запрета не увидела свет. Такими же мотивами
проникнута и знаменитая "Русалка Дністровая” (1836 г. ). Весь материал,
помещённый в этом издании, должен был пробудить в галицких украинцах ощущение
их единства со всем украинским народом, сориентировать интеллигенцию на защиту
народных интересов. Эта первая народная книга как формой (живым народным
языком, фонетическим правописанием), так и содержанием манифестировала
непокорность духа украинского народа. Несмотря на цензурный запрет, "Русалка
Дністровая” наряду с "Кобзарем” Т. Шевченко была духовным ориентиром для многих
поколений национально-патриотических сил западноукраинских земель.
Итогом патриотической
деятельности "Руської трійці” стало формальное определение основных программных
основ украинского национального движения в статье Я. Головацкого "Положение
русинов в Галиции”. Этими программными положениями предусматривались подъём
украинцев Австрийской империи до уровня других национально возрождаемых славянских
народов, освобождение народных масс, прежде всего крестьянства, из-под ярма
панщины. Выдвигалось требование преподавания украинского языка в высшей школе и
развития национальной литературы.
Определяя вклад "Руської трійці”
в развитие украинского национального движения, Иван Франко подчёркивал, что у
тройчан, в особенности у Шашкевича, замыслы были намного шире просветительских;
они стремились воскресить целый народ украинский к новой жизни, духовной и
гражданской. Кружок положил начало развитию новой, по-настоящему народной
культуры на западноукраинских землях, будил политическое сознание угнетённых
масс, а всё это объективно направлялось против политического авторитета
феодально-помещичьей Австрии. Этот демократический процесс уже не могли уничтожить
силы реакции.
|