59.
Украинская шляхта 14 — 16 вв. Князь Константин (Василий) Острожский
С 15 в. в Украине утверждалась
такая структура господствующей элиты: князья — паны — средние и мелкие шляхтичи
(земяне). Эта структура, распространённая на Волыни и в Центральной Украине,
сохранялась до середины 17 в. Князья занимали особое положение высшей
привилегированной ласты, к которой не давали доступа ни богатство, ни влияние,
ни высокие должности, ибо князем нужно было родиться. Исследователи насчитывают
свыше 50 княжеских родов, именно в которых украинские мыслители 17 в. усматривали
наследников княжеских родов Киевского государства. В средневековом сознании и
политической культуре политическая власть отождествлялась не так с
государством, как с политическим лидером. Такими лидерами были князья, которые
и символизировали идею независимости. Однако после Люблинской унии княжеские
роды почти не принимали участия в общегосударственной политической жизни Речи
Поспо-литой. Большую часть своей энергии они направляли на создание собственных
государств-уделов, где правили как независимые властители. Образцом таких
некоронованных королей были представители рода Острожских, в частности
Константин и его младший сын Константин (Василий). На протяжении веков род
князей Острожских служил символом обособленности Украины-Руси. Особенно выразительное
звучание эта миссия приобрела в конце 16 — начале 17 в. Именно тогда корни рода
Острожских начали выводить от великих князей киевских времён Киевской Руси.
Так, Ипатий Потий в 1598 г. называл Константина-Василия Острожского ". . .
ветвью Владимира Великого, коий Руську землю окрестил”. Герасим Смотрицкий в
стихотворении, завершавшем предисловие к Острожской Библии (1581 г. ),
подчёркивал не только кровную, но и духовную наследственность, выстраивая
христианские добродетели княжеского дома в один логический ряд: "Владимир бо
свой народ крещением просветил, Константин же богоразумия писанием осветил. . .
”После смерти польского короля Стефана Батория (1586 г. ) Константин (Василий)
Острожский считался одним из возможных претендентов на престол. Секретарь
папского нунция в Варшаве подчёркивал, что на стороне князя два преимущества:
во-первых, он богатейший человек государства;во-вторых, его все уважают как
мужа здравомыслящего и достойного, и единственное, что мешает, — князь "русин и
вождь схизматиков”. Итак, традиция конца 16 — начала 17 в. без
колебаний-наделяла Острожских испокон веку руським происхождением и считала их
прямыми потомками князей Рюриковичей. Таким образом доказывалась непрерывность
государственнических традиций на украинских землях.
Низшим слоем элиты были паны.
Впервые в украинском актовом языке этот титул упомянут в грамотах галицкого
князя Льва 1 Даниловича (вторая половина 13 в. ). Широкоупотребительным в
Великом княжестве Литовском титул "пан” стал с середины 15 в. Так титуловали не
только виднейших феодалов, но и бояр-вассалов и придворных: поначалу волынских
князей, а затем и по всей Литве и Белоруси. Критерием такого титулования было
наличие наследственной (вотчинной), а не предоставленной от великого князя
земли.
Самой близкой к общественным
низам — как по происхождению, так и по образу жизни — была мелкая шляхта, или
земяне, преимущественно представлявшие потомков тех слуг, которые отбывали
военную (боярскую) службу, исполняя роль промежуточного звена между
крестьянством и военно-служилым слоем. Это звено было разорвано в 16 в. , когда
те из слуг, которые наследственно, с деда-прадеда, отбывали такую службу,
получили или "вывели” себе шляхетство; остальные же постепенно слились с
крестьянством.
Украинская шляхта, теряя на
протяжении 15—16 вв. политическую власть и способность решать судьбу Родины,
оставалась влиятельной силой местной жизни. Унаследовав государственнические
традиции княжеского Киева, она передала их казачеству, которое возглавило
борьбу за восстановление украинского государства в 17 в.
|