14. Условия
национально-культурного возрождения в Украине в 16 — первой половине 17 в.
Острожская академия
Своеобразие украинской культуры
16 — первой половины 17 в. обусловливалось и тем, что украинский народ был
лишён собственной государственности. После присоединения украинских земель к
католической Польше положение украинской культуры претерпело изменения.
Польское королевство добивалось покорения украинских земель для приращения
территории и обогащения. Отличная культура украинцев препятствовала
захватническим планам Короны. Поэтому ни о какой поддержке и поощрении
культурного прогресса украинцев согласно давним традициям не могло быть и речи.
Вместе с тем через Польшу в 'Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и
Контрреформации, получала распространение западноевропейская система образования.
Не имея собственных высших учебных заведений, украинцы учились в европейских
университетах, приобщаясь там к западноевропейским научным и художественным
идеям, обогащая ими родную культуру. Но какие бы перспективы ни открывались
перед теми украинцами, которые попадали в науку на чужбину, они не могли
заменить обучения на родном языке на Родине, поскольку доступными европейские
университеты были для единиц. Многочисленные протестантские и иезуитские школы
и коллегиумы, появлявшиеся в украинских землях под влиянием реформационного
движения, не могли помочь делу, поскольку главную цель воспитательной
деятельности такие учебные заведения усматривали в обращении как можно большего
количества украинцев в католическую веру или протестантизм. Возрождение украинской
школы началось с деятельности Острожского культурно-образовательного центра. Он
был создан в 1576 г. по инициативе князя Константина-Василия Острожского.
Главную цель собственной деятельности члены центра усматривали в возрождении
украинской культуры на основах православия. А наиболее эффективным средством
для достижения такой цели, по их убеждению, была школа. Такую школу и создали
не позднее 1578 г. Давние славянские традиции сочетались здесь с достижениями
тогдашней европейской школы.
В Острожской школе основательно
изучались языки — славянский, греческий и латынь. Излагались в ней и "семь
свободных наук” — грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия,
астрономия, музыка. Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в
Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами
высшего. Собственно говоря, поэтому современники называли Острожскую школу и
школой, и коллегиумом, и академией. То была первая в Украине
"славяно-греко-латинская” школа — первое высшее учебное заведение в Украине и
среди православных.
Образовательные и воспитательные
идеи Острожской академии были подхвачены братствами. В 1615 г. появилась
братская школа в Киеве. Осенью 1631 г. в Киеве возникла ещё одна школа —
Лаврская. Основал её архимандрит Киеао-Печерской лавры Пётр Могила. Вскоре
Лаврская школа была объединена с Киевской братской. Объединённая школа начала
действовать в сентябре 1632 г. Называлась она коллегиумом.
Киево-Могилянская академия в
течение продолжительного времени была единственным высшим всесословным учебным
заведением Украины, Восточной Европы и всего православного мира.
Необходимость национального
самосохранения, особенно обострившаяся после Люблинской унии, повлекла
чрезвычайный подъём украинской культуры. В отсутствие государства культура
оставалась единственной сферой, где украинцы могли защищать свою самобытность.
Именно поэтому культурную жизнь в Украине 16 — первой половины 17 в. определяют
как национально-культурное возрождение.
|