12. Место
Украинской православной церкви в политической жизни Украины в первой половине
17 в. Митрополит Пётр Могила
Положение Украинской православной
церкви в начале 17 в. было сложным: ведь официальной церковью, которую
поддерживало польское правительство, была униатская (греко-католическая)
церковь. Православные общины на определённое время остались без канонически
высвящен-ных епископов. Украинская шляхта постепенно переходила в католичество,
асе меньше занимаясь защитой политических и гражданских прав православных.
Братства, основой которых было мещанство, также обессиливались вследствие
Экономических и социальных притеснений в феодальном сословном обществе. Однако
с 1610 г. к обороне православной церкви и интересов верующих активно приобщился
новый общественный слой — не зачество. Историческим событием стало вступление в
1615 г. в Киевское Богоявленское братство гетмана Петра Сагайдачного вместе с казацким
Войском Запорожским. Под
влиянием такого союзничества активизировалась церковная жизнь.
В 1620 г. при содействии
Сагайдачного и Киевского братства был канонически восстановлен православный
епископат. Иерусалимский патриарх Феофан высвятил митрополита киевского Нова
Борецкого и пять епископов.
Тем не менее за признание новой
украинской православной иерархии пришлось вести продолжительную борьбу против
королевских властей, католического духовенства и шляхты, которая в те времена
держала под контролем органы представительной и судебной власти. Православный
епископат и вся церковь были легализованы лишь на протяжении 1632— 1633 гг. ,
уже после смерти короля СиТизмунда III, заклятого врага право-слазия
Легализацию удалось осуществить благодаря решительным притязаниям казачества и
православной шляхты и лишь тогда, когда новым митрополитом киевским стал Пётр
Могила.
Во время своего пребывания на
митрополичьем престоле (1632—1647 гг. } Пётр Могила осуществил коренное
реформирование церковной жизни. Могила стремился улучшить материальное и
общественное положение православной церкви, уравнять её в правах с
католической. Было сохранено и приумножено имущество, принадлежавшее митрополии
и монастырям, прежде всего Киево-Печерской лавре. Упорядочивая внутреннюю жизнь
церкви, Могила ввёл постоянный надзор за дисциплиной духовенства, за порядком
богослужений и т. д. К обязанностям священника прибавлялось провозглашение
каждое воскресенье и в праздники воспитательных проповедей для прихожан. Чтобы
приблизить православную церковь к народу. Могила ввёл в богослужение украинский
язык вместо церковнославянского, уже тогда не совсем понятного украинцам.
Митрополит достаточно успешно
поладил с братствами и казачеством. Обновляя духовные святыни православия, он
реставрировал храм св. Софии, Трёхсвятительскую церковь и церковь Спаса на
Берестове, Михайловский, Выдубицкий монастыри в Киеве; была восстановлена
церковь на месте знаменитой Десятинной — первого каменного храма Киевской Руси,
Особое внимание уделялось
культурно-образовательному делу и упорядочению богословско-культовой
деятельности церкви. Пётр Могила создал в Киеве коллегию (' Киево-Могилянская
академия) на манер западноевро-' пейских с преподаванием на греческом,
латинском и славянском языках. В типографии Киево-Печерской лавры издавались
богослужебные книги, богословские произведения и школьные учебники. Большую
ценность имели очень распространённые "Служебник* и "Требник”, исправленные и
систематизированные Могилой. Важное дело Петра Могилы — написание в сотрудничестве
с православными учёными киевского кружка "Православного исповедания веры”,
утверждённого Киевским собором в 1640 г.
12 декабря 1996 г. в
ознаменование 400-летия со дня рождения митрополит киевский, галицкий и всея
Руси Пётр Могила был канонизирован, то есть возведён в ранг святых Украинской
православной церкви.
|