тория 56.
Особенности развития украинской культуры во второй половине 17 — 18 в.
Украинская культура 18 в.
развивалась в сложных условиях ограничения, а вскоре и ликвидации украинской
автономии. Вследствие осуществления царским правительством в Украине
русификаторской политики украинская культура теряла свою самобытность. Этот
процесс вступил в силу после подчинения Украинской православной церкви
Московскому патриархату (1686 г. ). Украинская православная церковь постепенно
Становилась одним из средств распространения российской культуры. Лучшие
интеллектуальные силы украинского народа в конце 17 — 18 в. привлекались к
работе в России. Немало деятелей украинской культуры возглавили российские
церковные и образовательные учреждения. Среди них — Феофан Прокопович, Стефан
Яворский, Дмитрий Туптало и др. И всё же 18 в. был периодом незаурядного
подъёма украинской культуры. Об этом свидетельствовало прежде всего высшее
образование, основным центром которого была Киево-Могилянская академия. Однако
после 1709 г. для неё настали тяжёлые времена. В академии запретили учиться
иностранцам, количество учащихся уменьшилось более чем в 10 раз. Во времена
Даниила Апостола и Кирилла Разумовского наблюдалось частичное восстановление
былой славы, но достичь уровня, на который поднялась академия в начале 18 в. ,
уже не удалось. Если на Западе в образовании усилился научный рационализм, то в
академии господствующими оставались схоластика и богословие. Именно поэтому
гетман Разумовский мечтал об учреждении в Батурине университета, который
соответствовал бы тогдашнему уровню европейского образования. В 18 в. в Украине
внедрялась система начального образования, состоявшая из цифирных, полковых и
гарнизонных школ. Определённая роль в распространении образования принадлежала
странствующим дьякам, которые работали домашними учителями в состоятельных
семьях. Детей господствующей верхушки, как правило, обучали воспитанники
Киево-Могилянской академии. По образцу академии были открыты коллегии в
Чернигове, Переяславе, Харькове. Новые идеи в европейской науке не оставались
вне внимания украинских учёных. Так, Ф. Прокопович в своей речи "О заслугах и
пользе физики”, которую он произнёс перед студентами и профессорами-
Киево-Могилянской академии, призывал к научному познанию мира. В Украине конца
17 — 18 в. углублялось внимание к истории. Именно тогда появился ряд казацких
летописей. Речь идёт о летописях Са-мойла Величко, Григория Грабянки,
Самовидца. Основная их тема — события Национально-освободительной войны
украинского народа. Авторы летописей впервые старались перейти от
хронологического перечня событий к их осмыслению, используя при этом
разнообразные документы.
Развитию науки и образования
способствовали книгоиздательские центры в Киеве, Чернигове,
Новгороде-Северском. Здесь издавались книги и учебники С. Полоцкого, М.
Смотрицкого и др. В конце 17 — начале 18 в. претерпело изменения и украинское
искусство. В монументально-декоративном искусстве, в росписях церквей, храмов
ощущались народные мотивы, ярко проступали бытовые детали. Получил
распространение стиль украинского барокко. Известнейшими живописцами этого
стиля были Иван Руткович и Иов Кондзелевич, архитекторами — И.
Григорович-Барский и С. Ковнир.
В Украине зародился театр,
центром которого стала Киево-Могилянская академия. Спектакли обычно ставили
студенты. Авторами же пьес были профессора академии — Ф. Прокопович, М.
Довгалевскмй, Г. Конисский. Большое -внимание в академии уделялось также
музыкальному образованию. Действовала музыкально-хоровая школа. Значительным
музыкальным центром в Украине была гетманская столица Глухов.
Итак, украинская культура в 18
в. всё больше отходила от средневековых канонов, обогащалась идеями гуманизма и
просвещения. Вместе с тем её развитие замедлялось из-за национального гнёта,
вновь усилившегося на украинских землях.
|