Первые упоминания о вышивании встречаем у
древних историков, о нем свидетельствуют и археологические находки из
скифских погребений. Всемирно известные золотая пектораль из Толстой
могилы (IV век до н.э.), чаша с Гаймановой могилы, серебряная ваза из
кургана Чертомлык (IV век до н.э.), являющиеся уникальными
художественными произведениями, содержат сюжеты, позволяющие
исследователям обнаружить и проследить различные формы мужской и женской
одежды, его пышное декоративное убранство золотыми нашивками,
аппликацией из цветной кожи, декоративными швами. Узоры образуются из
сочетания кружочков, спиралей, завитков, а также с пышной растительной
орнаментацией в виде стебля растения, листья лавра, лотоса, гроздей
винограда.
Свидетельством высокого уровня вышивального искусства
может быть одежда сарматов. Особенно интересны находки дает погребения
кургана Сватово Лучка Луганской области, в котором найдены остатки
женской одежды, богато украшенного вышивкой бисером и мелкими бусинами.
Сенсацией были раскопки Соколовой могилы в с.Ковалевка Николаевской
области. Это одно из немногих неограбленных захоронений знатной
сарматки. Здесь были найдены остатки золотого шитья на шелковой ткани
пурпурного цвета. Вышивка датируется I в. н.э. и является древнейшей из
всех известных нам. Реконструкция ее композиции дает основание
утверждать о наличии наряду с орнаментальными мотивами конкретных
изображений. Это фрагменты капителей, колонн, аканфа, лилий, веток елей,
горшков с ростками и др. Их отмечает подчеркнуто графический характер и
высокий уровень исполнительского мастерства.
О характере вышивки в дохристианский период мы можем
узнать, рассматривая скульптурное изображение человека с Мартыновского
клада в Черкасской обл.(VI век н.э.). На груди изображены широкие полосы
геометрического орнамента. Во времена Киевской Руси (IX-XIII век), в
связи с введенным христианства как новой религии, возникают новые формы в
искусстве. В этот период создаются непревзойденные памятники
архитектуры, монументального, ювелирного искусства, а также
художественного шитья.
Шитье в Киевской Руси достигает высокого
художественного уровня и распространяется даже за ее пределами.
Анна-Янка - дочь великого князя Всеволода, сестра Владимира Мономаха -
основала в Андреевском монастыре в Киеве школу, где обучали искусству
вышивки золотом и серебром. Из летописей узнаем, что вышивала также
княгиня Анна - жена киевского князя Рюрика Ростиславича.
В Софийском соборе во время археологических раскопок в
1936 году были найдены останки вышивок. После их тщательного изучения
реставраторами были восстановлены композицию "Оранта с двумя ангелами", а
также изображения святых и часть растительного орнамента.
В древнерусском искусстве четко Отличился два
течения: искусство широких слоев населения, сквозь века пронесло свои
вкусы и представления, питаясь источниками праславянских верований и
идеалов народной красоты, и искусство, которое обслуживало княжеский
двор, церковь и тяготело к официальной культуры Византии, перенимая ее
формы и художественный язык.
Языческие верования были тесно связаны с жизнью и
трудом людей. В орнаментах древнерусского вышивание встречаются
геометрические мотивы, изображения гепардов, львов, птиц, полные четкого
ритма, величия и гармоничного равновесия. Большим разнообразием
отличаются растительные узоры. Особенно любимым является цветок крын -
символ жизни, а также стилизованные изображения деревьев с гибкими
стеблями и др.
Источник: http://souvenirukraine.ucoz.com/publ/simvolika_v_vyshivke/istorija_ukrainskoj_vyshivki/3-1-0-30 |